Скобельцын Борис Степанович (30.04.1921, Ленинград-12.11.1995, Псков, Дмитриевское кладбище). Архитектор, реставратор псковских памятников архитектуры, фотограф, активный член
Общества охраны памятников, Почетный гражданин г. Пскова с 1995 г. Автор:В.А.Елисеева
1. Альбом Псков. 150 фотографий Пскова и его окрестностей.
(Вступ.статья Е.И. Скобельцыной). Л., 1966.
2. Псков. Памятники древнерусского зодчества (фотографии
Б.С.Скобельцына. Вступ. статья Н.С.Храбровой и Б.С.Скобельцына). Л.,
1969.
3. Земля Псковская. Памятники древнерусского зодчества. (Сост. альбома
и автор фотографий Б.Скобельцын. Вступ. статья А.Проханова и
Б.Скобельцына. Художник Б.Скобельцын). Л., 1972.
4. Новгород. (Сост., фотографии, оформление и макет Б.Скобельцына. Вступ.статья
М.К.Каргера), Л., 1975.
5. Скобельцын Б.С. Псковские мельницы (подборка фотографий из
фотонегафонда Пушкинского Заповедника). В кн: Михайловская пушкиниана. Вып.7, М., 2000,
с.215-225.
6. Скобельцын Борис. Псков земной и Псков небесный. Фотоальбом. Псков.
2003.
7. Скобельцын Б. Снимите мою кандидатуру. НП, 1995, 5 июля.
8. Скобельцын Б. Черная метка для Александра Пушкина или “тихие
погромы” культуры на Руси. Новая ежедневная газета, 1996,
(363).
Литература о Скобельцыне:
1. Петрова Л. Награды вручены. НП, 1995, 22 авг.
2. Памяти Бориса Степановича Скобельцына. Некролог. ПП, 1995, 14
ноября.
3. Иванов С. В защиту Б.С.Скобельцына. Пушкинский край, 16.01.96.
4. Маймин Е.А. Памяти Б.С.Скобельцына. Псков, 1996, 5, с.133-135.
5. Елисеева В.А. Фотолетописец Псковского края. Пушкинский край,
02.06.2000.
6. Елисеева В.А. Фотолетописец Земли Псковской. В кн.: Михайловская
пушкиниана, вып.7. М., 2000, с.214.
7. Русанова Л. С автоматом, мастерком, фотоаппаратом. ПП, 12.06.2000.
8. .Аракчеева Ж., Бабарыкина Н. Патриарх реставрации. НП, 18.04.2001.
9. Докучаев И. Любитель от Бога. ПП, 24.04.2001.
10. Встреча в истории: Скобельцын Борис Степанович (интервью
Н.Бобровской у Н.Б. и Е.И. Скобельцыных) Псковская губерния. 2001,
16, с.20
11. Скобельцын Борис Степанович. Псковский биографический словарь.
Псков, 2002, с.420-421.
12. Скобельцын Б.С. Псковская энциклопедия. 903 ; 2003. Псков,
2003. с.715.
13. Оссовский П. На земле древнего Пскова. Псков, 2003, с.113-114.
В 1941 г. Скобельцын., закончив Школу младших
авиаспециалистов, пошел на фронт мотористом (механиком) 233-го
истребительного авиационного полка, служил в 436-м истребительном
полку. Войну закончил в 67-м Гвардейском истребительном полку 6-го
Барановического ордена А. Суворова корпуса. Был писарем, а затем
начальником экспедиции штаба корпуса. Воевал на Юго-Западном, на
Воронежском, на Северо-Западном, на 1-м Белорусском фронтах. Воевал
под Москвой, освобождал Польшу, дошел до Берлина, где и познакомился
со своей будущей женой Еленой Ивановной Дамберг. Демобилизован 28
января 1946 г. в звании гвардии младшего лейтенанта. Боевые награды:
орден Отечественной войны П степени, медали ;За боевые
заслуги;, ;За оборону Москвы;, За оборону
Сталинграда;, За освобождение Варшавы;, За
взятие Берлина;, За победу над Германией.
После ВОВ с 1946 г.по1948г учился в ЛИСИ на факультете
архитектуры. Не поступил в Академию художеств на факультет графики. С
1950 по 1955 гг. работал в различных Ленинградских организациях на
архитектурных и конструкторских должностях; летний сезон 1954 г.
отработал в Ярославской научно-реставрационной мастерской старшим
техником-архитектором. В 1955-м году переселился в Псков, с которым
оказалась связана вся его жизнь. С 1955 по 1981 гг. работал в
Псковской Специальной Научно-Реставрационный мастерской
техником-архитектором.Был
автором проектов и руководил работами по консервации и реставрации
ряда объектов в Пскове и области. В 1955 году реставрировал: часовню-
усыпальницу у ц. Жен Мироносиц; лопатку на северном фасаде собора
Иоанна Предтечи Ивановского монастыря; в 1956-1963гг (совместно с Сусленниковым Ю.В.) реставрировал стену окольного города (от
Власьевской башни до ул. Профсоюзной); в 1955-1957гг произвел
архитектурно-археологический обмер (совместно с Ю.В. Сусленниковым) и
фотофиксацию Часовни Красного Креста, сейчас не существующей (была
разобрана). В 1956-61-е гг.: церковь ХУ в. Николая Чудотворца с Устья
(находилась в тяжелом аварийном состоянии),в 1958-1964гг-ансамбль памятников
архитектуры Мальского монастыря ХУ в. Были проведены противоаварийные и частично консервационные работы на колокольне и трапезной церкви,в ц. Рождества Христова были произведены работы по укреплению и восстановлению утраченных частей основания стен четверика в подцерковье. С 1960г по 1964г занимался реставрацией ансамбля памятников архитектуры Крыпецкого
монастыря (в тяжелом аварийном состоянии были Собор Иоанна Богослова
ХУ1в., трапезная и колокольня) , в 1960г -усадьбой гр. Строганова ,Волышово
Порховского района ХУШ-Х1Х вв. (здания церкви, флигеля, псарни и
конюшни). В 1962г были начаты консервационно- реставрационные работы в Порховской крепости и противоаварийные
работы в ц. Рождества Богородицы в Порхове.
В 1960г проводились архитектурно-археологические исследования ,ц.Нерукотворного образа во Пскове, в 1963г проводился капитальный ремонт дома Сутоцкого (дома
Меньшикова).
В 70-е гг. продолжил работы по восстановлению ц..Николы со
Усохи, начатые Ю.П.Спегальским и В.А.Лебедевой.
Для паспортов
обследованы и обмеряны: ц.Николы Чудотворца в Тайлове,
Спасо-Преображения в Колпино, ц. Никольская Верхний мост ,
ц.Михаила Архангела в Пскове, здание Керосинового склада в Пскове,
Казанская церковь в Посадниково, Покровская церковь в Борутах,
Преображенская церковь в Вехно.
Скобельцын совместно с М.Я.Гловинской (1959-62гг.) проводил изучение
керамид Пещер Псково-Печерского монастыря (произведены раскопы,
обмеры, фотофиксация; все керамиды прочитаны).
Скобельцын собрал личную фототеку, насчитывающую более 10 тысяч
негативов по темам: памятники архитектуры Пскова и области, пейзажи,
народное творчество (прикладное) и самодеятельность, современное
строительство в Пскове и области, гражданские, сельские,
историко-революционные памятники, сады и парки, старинные усадьбы,
пушкинские места Псковской области, памятники Новгорода. Увлечение
художественной фотографией началось в 1956 г. - выросло из
необходимости фотофиксации, обязательной при описании памятников
истории и архитектуры, и шло параллельно с профессиональной
реставрационной деятельностью. Скобельцын автор-составитель
нескольких фотоальбомов: Псков (два издания)
,Новгород ,Земля Псковская. Посмертно
Администрацией Псковской области выпущен Альбом Скобельцына Псков земной
и Псков небесный 2003г.
Альбом “Псков” 1966 г.
(вступительная статья Е.И. Скобельцыной) получил Диплом Первой степени
на Ленинградском конкурсе на лучшее художественно-техническое
оформление и полиграфическое исполнение книг 1968 г. и Диплом Второй
степени на Всесоюзном конкурсе на лучшее издание 1968 г.
Многотысячными тиражами выходили открытки с фото Скобельцына,
календари. Впервые на фотоконкурсе Скобельцын выступил в 1957 г. и получил 2-ю
премию (первая не присуждалась). На том же конкурсе были отмечены его
графические работы. Фотовыставки Скобельцына проходили в различных городах
страны: в Пскове и в Псковской области, Ленинграде и Ленинградской
области, Москве, Душанбе, Ульяновске и др. В 90-е годы выставки
прошли: в Академии художеств, Доме Дружбы народов, Гос. музее
этнографии Санкт-Петербурга, Гос. Библиотеке им.Ленина, в
Научно-исследовательстком музее архитектуры им.А.В.Щусева в Москве:
“Архитектурное наследие земли Псковской”, “Псков
разрушенный и Псков восстановленный”. В Пушкинском Заповеднике фотографии Скобельцына
впервые были выставлены в 1962 г. на открытии дома-музея
Осиповых-Вульф в Тригорском. Последняя выставка Скобельцына. в Пушкинском Заповеднике была в 1992 г.
тоже в Тригорском: “Усадьбы пушкинской поры”. Фотографии
Скобельцына хранятся во многих музеях страны: в Гос.Эрмитаже, Гос. Музее
этнографии народов России, ГМП и ВМП, Музее архитектуры им.Щусева в
Москве, в Псковском историко-художественном музее-заповеднике и в
музеях Псковской области. В Пскове (помимо отдельных фотографий)
хранятся сделанные Скобельцыным альбомы фотографий: “Архитектура
Пскова.Реставрация, Консервация. 1944-1978”, “Архитектура
Псковской области. Реставрация. Консервация. 1944-1979”, 13
фотоальбомов, названных им “Красной Книгой”, где в
фотографиях запечатлены архитектурные достопримечательности районов:
Куньинского, Локнянского, Новоржевского, Опочецкого и др. районов
Псковской области. В древлехранилище ПИХМЗ имеется фонд Скобельцына, где
хранятся вещи и документы, принадлежавшие предкам Скобельцына. (жалованная
грамота на дворянство, патенты на чины и документы на награды
Н.Н.Скобельцына, его завещание, хозяйственные документы его брата
Скобельцына В.Н.; материалы родов Тырковых и Путиловых-Свербеевых;
родословные древа этих родов), в т.ч. альбомчик Н.Н.Скобельцына
(героя войны 1812 г.) с автографами А.Керн и Е.Вульф.
В 1999-м году большое и интересное собрание фотографий
Б.С.Скобельцына, образовавшееся в Пушкинском Заповеднике при жизни Скобельцына., пополнилось
небольшой коллекцией негативов из собрания его наследников. В целом в
фондах Пушкинского Заповедника собралась коллекция его фоторабот 1950-1990-х гг. В
коллекции фото старинных архитектурных сооружений, которыми так богата
Псковская земля: крепости, храмы, мельницы, остатки усадебных парков и
домов. Некоторые из этих сооружений исчезли еще при жизни
Б.С.Скобельцына, о чем свидетельствуют его же надписи на фото и
негативах. Иной облик приобрели пейзажи Пушкинского заповедника. А на
снимках Скобельцына заповедник навсегда остался таким, каким его
любили многие посетители на протяжении 60-80 годов. В Пушкинском
заповеднике собралась ценная коллекция его фотографий. Имеются
фотографии как объектов, в реставрации которых он принимал участие ,
так и многочисленных памятников Псковской области ( Себежского,
Порховского, Бежаницкого, Островского, Новоржевского и др. районов),
которые он описывал или только фотографировал. Остатки строений,
сохранившиеся строения, отдельные фрагменты парков, окрестные пейзажи.
Некоторые из них:
Волышово, Вышегород, Матюшино, Горамушино, Нескучно, Гораи, Велье,
Голубово, Врев, Добрывичи, Поляне, Гора, Вехно, Столбушино, Теребени,
Крулихино, Опочка, Паново, Алексеевское, Алтун, Белогулье,
Воскресенское, Посадниково, Ладино, Лямоны, Псков, Изборск, Печоры,
Новое, Ашево, Глубокое и др. Места, связанные с жизнью Пушкина и его
друзей и знакомых, с именами Мусоргского и Римского-Корсакова,
Державина, Назимова, Фонвизина и др. Портреты известных людей ;
деятелей культуры (С.Гейченко, Ю.Нагибина, И Андронникова,
Б.Ахмадулину и др.) и жителей псковской глубинки. Одним из первых в
области он начал снимать с вертолета. Фотография этого вертолета МИ-1
также имеется в фотофонде Пушкинского Заповедника. Большое собрание фотографий Скобельцына
виды заповедника. Все объекты заповедника: Михайловское, Тригорское,
Святогорский монастырь, Петровское, Бугрово, Савкина горка, парки,
парковые затеи - все окрестности, во все времена года и в разное время
суток. Фотографии: “ Зимний пейзаж”, “Пейзаж с
облаками”, “Дождливый день” - названия говорят о
том, что автор не просто фиксировал постройку или пейзаж, а и пытался
уловить и передать настроение момента, создать образ.
Фотографии Скобельцына являются не только документами своего времени, а и
их документально-художественным, а иногда и просто художественным,
осмыслением и обобщением. Архитектор по образованию и
фотохудожник от Бога, сам себя он считал фотолюбителем, но занимался
этим необычайно серьезно. Он прекрасный художник, знающий и
чувствующий композицию кадра, будь то человек или природный или
архитектурный мотив (художник П. Оссовский).
В 70-80-е годы Скобельцын был автором и ведущим цикла
передач на Псковском телевидении “Забытое наследство”. О
нем сняты два фильма: “Архитектурные летописи” ( реж.
А.Геккер, Центральная студия документальных фильмов, 1992) и фильм в
цикле “Последний из могикан” (автор Н.Митрофанова,
Псковская студия Телеком, 2000 г.)
Умер Б.С.Скобельцын 12 ноября 1995 года. В Пскове на доме, где
он жил, в 1996 г. установлена мемориальная доска. До самого конца он
активно работал: читал лекции, выступал с докладами, печатал статьи,
водил экскурсии по выставке своих фотографий и по историческому
Пскову. Переживал за судьбу своей страны, своего народа. Больше всего
его волновала судьба архитектурных памятников, к которым он относился,
как к святыням. А творения рук гения считал неприкосновенными. Гением
же он считал русский народ безымянных русских зодчих, а
русский народ прежде всего "зодческим народом". В Псковской
архитектуре его поражало и покоряло умение зодчих сочетать творение
рук человеческих с природой , умение вписать в пейзаж свое
произведение постройку. Он умел передать и остановившееся
седое - время, и движение, и биение жизни в пейзажах и
портретах. Он умел поистине все, за что брался - будь то реставрация
или фотография. Вклад его в сохранение и развитие русской культуры
невозможно переоценить.
(ст. научный сотрудник Пушкинского Заповедника)