Церковь Богоматери Одигитрии.
10 августа (28 июля по старому) празднуется день Смоленской иконы Богоматери, именуемой «Одигитрия».
Смоленская икона Божией Матери – чудотворный образ, который по преданию, написан при самой Богородице.
В переводе с греческого она называется «Путеводительница», потому что пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в свой храм, где даровала им исцеление.
Эта икона в 1046г. была привезена на Русь Византийской царевной Анной. Византийский император Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая её замуж за князя Всеволода Ярославича.
После смерти Всеволода, икона перешла к его сыну, Владимиру Мономаху, который перенёс её в Смоленск, где она пребывала несколько столетий. С тех пор икона стала называться Смоленской.
В 1812г. при нашествии Наполеона, чудотворная смоленская икона была перенесена в Москву и постоянно находилась в рядах нашего войска. Накануне Бородинской битвы она была пронесена среди русских воинов.
После победы над французами икона была возвращена в Смоленск.
В нашем городе есть храм в честь иконы Богоматери «Одигитрия». Находится он по адресу: ул. Профсоюзная дом 1, на бывшем подворье Псково-Печерского монастыря, основанном в 1538г. преподобным Корнилием.
Это был трёхапсидный, четырёхстолпный храм с пощипцовым завершением фасадов и восьмискатным перекрытием, увенчанный одной главой. Однако, по размерам, церковь превосходила многие церкви города, даже кончанские. На территории подворья были жилые покои, поварни, житницы и другие хозяйственные помещения. Юго-восточная часть подворья была занята садом и огородом.
В 1682г. в Пскове произошёл сильный пожар, в результате которого погорело и подворье Печерского монастыря. Уже через 3 года построили новую церковь.
Эта церковь, сооружённая в духе новых вкусов конца XVII в. и переименованная в Введенскую сохранила старый основной массив трехапсидной четырёхстолпной постройки. Для неё были характерны: новое завершение, пятиглавие, новый притвор с запада, несущий в северо-западном углу восьмигранную колокольню с шатровым верхом и богатое декоративное убранство (с применением поливных цветных израсцов – поливной зелёной черепицы и кирпича).
К середине XVIII в., она, видимо, была значительно переделана. По описи 1763г. церковь значится: «… большая каменная … в ней один престол. При церкви колокольня каменная … кровля крыта тёсом весьма ветхо, глава на церкви обита чешуею деревянной и покрашена зелёною краской, а верхняя малая обита жестью. Крест железный, на краях с бляхами медными».
На подворье в это время описывается и другая церковь – «небольшая каменная во имя усекновения главы Иоанна Предтечи» … с трапезной. Подворье имело и каменные жилые палаты с погребами, чуланами и кладовыми, каменные келии братские, и кроме этого были другие деревянные строения и различные хозяйственные службы, а также сад и огороды.
В качестве ограды с двух сторон служила крепостная стена, а остальная часть Печерского подворья была огорожена деревянным забором.
Церковь была вновь названа Одигитриевской.
Во второй половине XVIII в. на подворье проводилось несколько ремонтов. К 1802г. ветхая деревянная кровля была заменена новой, на центральной главе гонт (деревянный лемех) сменили листовым железом, а малую главу на колокольне обили заново чешуёю. Ремонт церкви 1821-24гг. ещё более исказил её первоначальный вид: появился фронтон на западной стене четверика, четырёхскатное покрытие церкви, растесали проёмы на фасадах, оштукатурили стены, причём были замазаны изразцы.
Переделана и колокольня, на которой были сделаны пилястры, верхняя часть шатра закрыта 4-х скатной кровлей и ложным барабаном.
В 1827г. духовное начальство решило приспособить Одигитриевую церковь под тёплый собор вместо разрушающегося Благовещенского в Кремле. Однако губернский архитектор Франц Ябс считал, что эту переделку осуществить невозможно.
В 1866г. проводился ещё один крупный ремонт церкви, во время которого фасады были обработаны серой цементной штукатуркой, скрывшей фрагменты декора XVII века. Были ещё более растёсаны дверные и оконные проёмы, сделаны новые двери.
К концу XIX в. здания подворья были поделены между архиепископским домом и семинарским правлением.
Постепенно ломали и древние каменные постройки, возводя новые.
К началу XX в. была уничтожена и церковь Иоанна Предтечи.
Во время Великой Отечественной Войны церковь Одигитрии горела и лишилась всех покрытий.
К настоящему времени от целого комплекса зданий Печерского подворья сохранилась лишь церковь Одигитрии.
Реставрационные работы не производились, но в 1952-58 гг. центральными научно-реставрационными мастерскими был разработан проект реставрации церкви Одигитрии. Главный архитектор проекта Хамцов А.И.. Проект предусматривал восстановление церкви в формах конца XVII в. со сложным (многощипцовым) покрытием и пятиглавием, и многоглавой шатровой колокольней.
В 1962г. архитектором Псковской специальной научно-реставрационной мастерской Лебедевой В.А. был составлен проект консервации и частичной реставрации памятника. В эти годы была сооружена временная четырёхскатная щеповая кровля над церковью и колокольней.
В настоящее время барабан не сохранился.
С запада к четверику примыкает притвор, перекрытый коробовым сводом, несущим в северо-западном углу восьмигранную колокольню, завершающуюся шатром.
В северо-западном углу четверика подвальное помещение, перекрытое коробовым сводом. Первоначальный богатый декор церкви не сохранился.
Фасады церкви вместо традиционных лопаток имеют по четыре спаренных пилястры, сохранились следы, возможно, ложных бочкообразных закомар и под ними изразцовый поясок.
Трёхярусная колокольня декорирована поясами и большими ширинками с выложенными в них из зелёных изразцов крестами.
Абсиды декорированы геометрическим орнаментом, состоящим из двух рядов поребрика и между ними ряда с узорами «бегунца» и валиковыми разводами.
В архитектурном наследии Пскова церковь Одигитрии относится к наиболее значительным памятникам архитектуры конца XVII в времени, когда ещё не исчезли традиции псковского зодчества, но уже сказывалось влияние московской архитектуры. По своим размерам это второй храм после Троицкого кафедрального собора. В своё время он играл большую роль в общей панораме города.
Хочется верить, что храм будет восстановлен и былая слава вернется к нему, на храм рано или поздно обратят внимание власти города, НПЦ по охране памятников, Псковская епархия.
Скобельцына Н.Б.
Использованная литература:
Окулич-Казарин Н.Ф.
«Спутник по древнему Пскову», 1913г.,
Материалы из архива
Скобельцына Б.С.